Решение коллегии от 7 октября 2010г. протокол N°2

09.11.2010

Об итогах работы органов управления и учреждений здравоохранения Краснодарского края по итогам I полугодия 2010 года и основные направления модернизации отрасли

Коллегия департамента здравоохранения Краснодарского края отмечает, что в первом полугодии 2010 года продолжилось увеличение финансирования медицинских программ и мероприятий, строительство и реконструкция объектов здравоохранения, приобретение медицинского оборудования. Продолжается выполнение приоритетного национального проекта «Здоровье». Особое внимание уделялось лекарственному обеспечению, выполнению программы ОНЛС (обеспечения необходимыми лекарственными средствами), контролю ассортимента и цен в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях. Объективным результатом целенаправленной работы по дополнительному лекарственному обеспечению граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг федеральной ответственности, стало отсутствие в крае случаев наличия рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании свыше 10 дней.

Усилен контроль за качеством медицинской помощи, соблюдением лицензионных требований. По итогам первого полугодия 2010 года управлением по лицензированию и контролю качества медицинской помощи проведено 734 проверки, в том числе 513 предлицензионных проверок и 221 плановая и внеплановая проверка соблюдения лицензионных требований и условий. По итогам контрольных мероприятий составлено 70 протоколов об административном правонарушении (по медицинской деятельности – 44 протокола, по фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ – 26 протоколов), назначено штрафов на сумму 401,9 тыс. рублей.

Принимались меры по повышению социальной защищенности медицинских работников. Среднемесячная заработная плата работников учреждений здравоохранения за первое полугодие 2010 года составила 12 045 рублей, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей повысилась на 2 % и составила 20 271 рубль. Продолжалась работа по повышению квалификации медицинских работников. Практически все участковые терапевты, участковые педиатры и врачи общей практики имеют сертификаты специалистов.

Все это укрепляет положительные тенденции в улучшении качества и доступности медицинской помощи и отражено в основных показателях деятельности.

По итогам I полугодия 2010 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года показатель общей смертности снизился на 3,5% и составил 13,9 на 1 тыс. человек населения, показатель рождаемости остался на уровне прошлого года и составил 11,8, естественная убыль населения уменьшилась на 19,2% и составила – 2,1.

Снижение смертности в трудоспособном возрасте составило 5,1%, в т.ч. от инфекционных заболеваний – на 13,2%, от болезней органов дыхания – на 7,6%, от внешних причин – на 5,9%, от болезней органов кровообращения – на 5,6% (в том числе от гипертонии - на 11,1% и алкогольной кардиомиопатии - на 12,2%).

Отмечается существенное (на 16,4%) снижение показателя младенческой смертности – с 5,5‰ до 4,6‰ .

Имевшие место 3 случая материнской смертности комиссионно признаны непредотвратимыми.

В целом по краю количество абортов за I полугодие 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года снизилось на 23% и составило 17,5 тыс. абортов.

Эпидемиологическая ситуация по инфекционной заболеваемости в крае характеризовалась как относительно стабильная.

Показатель заболеваемости туберкулёзом по сравнению с аналогичным периодом 2009 года снизился на 3,5%.

Снизились также показатели заболеваемости и болезненности алкогольными психозами. Распространенность наркомании имеет тенденцию к снижению.

Уровень госпитализации снизился на 0,5% (с 18,4 до 18,3 на 100 человек населения). Оборот койки увеличился на 0,6% (с 18,1 до 18,2), а средняя длительность пребывания больного на койке снизилась на 5,4% (с 9,3 дня до 8,8 дня).

Однако, достижение решающего перелома в состоянии здоровья жителей Краснодарского края потребует дополнительных многолетних усилий. Необходимо не только не снижать, но наращивать усилия по развитию отрасли.

К сожалению, не во всех муниципальных образованиях это понимают.

Так, снижено финансирование отрасли здравоохранения за счет местного бюджета, что привело к снижению подушевого финансирования в текущем году:

- Ленинградский район – на 4 % (с 411 рублей в 2009 году до 395 рублей в 2010 году);

- Отрадненский район – на 13 % (с 532 рублей до 462 рублей);

- Темрюкский район – на 13% (с 424 рублей до 371 рубля);

- Усть-Лабинский район – на 15 % (с 462 рублей до 391 рубля).

Кредиторская задолженность учреждений здравоохранения на 1 июля 2010 года в целом составила 778 млн. рублей (из них 558 млн. рублей – за медикаменты), в том числе по муниципальным образованиям:

- г. Краснодар – 279 млн. рублей;

- Ейский район – 57 млн. рублей;

- Гулькевичский район – 35 млн. рублей;

- Мостовской район – 34 млн. рублей;

- Ленинградский район – 33 млн. рублей;

- Усть-Лабинский район – 27 млн. рублей;

- Новокубанский район – 27 млн. рублей;

- Крыловский район – 10 млн. рублей;

- Белоглинский район – 8 млн. рублей;

- Приморско-Ахтарский район – 12 млн. рублей.

Уровень обеспеченности населения врачами в Краснодарском крае составляет 38,0 на 10 тыс. населения и на протяжении многих лет остается ниже среднероссийского показателя (44,1). Особенно тяжелая кадровая ситуация Апшеронском, Успенском, Курганинском. Мостовском, Тимашевском, Староминском районах.

По итогам I полугодия 2010 года сравнительно с аналогичным периодом прошлого года наблюдается снижение укомплектованности физическими лицами должностей участковых терапевтов в целом по краю на 2% (с 79,8% до 78,2%), должностей участковых педиатров – на 0,9% (с 86,3% до 85,5%). В Белореченском, Крымском, Лабинском, Темрюкском Успенском и Щербиновском районах укомплектованность должностей участковых терапевтов и педиатров снизилась ниже среднекраевых показателей.

Успешная реализация кадровой политики во многом зависит от инициативы глав муниципальных образований и главных врачей, выделения жилой площади и доплат врачам из муниципального бюджета. В то же время в 2008-2009 годах не выделено медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения ни одной квартиры в Брюховецком, Динском, Ейском, Курганинском, Мостовском, Северском, Тбилисском, Темрюкском, Тимашевском, Туапсинском, Усть-Лабинском районах, в городах Краснодаре и Горячем Ключе.

Низкая обеспеченность кадрами приводит к недостаточной доступности врачебной помощи населению, что выражается в низкой выявляемости заболеваний на фоне повышенной смертности, ухудшению сетевых показателей и показателей здоровья населения.

Муниципальные образования с наиболее высокими показателями общей смертности (15,8-17,9 при среднекраевом 13,9):Белоглинский, Ленинградский, Лабинский, Щербиновский, Приморско-Ахтарский, Тихорецкий, Абинский, Усть-Лабинский, Отрадненский, Северский, Мостовский районы.

В 29 муниципальных районах и 3 городских округах края уровень смертности от всех предотвратимых причин превышает средний краевой показатель (327,6), причем наиболее высокое превышение (на 18,1% - 32,9%) отмечается в Абинском, Выселковском, Крыловском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Староминском и Тихорецком районах.

В 1,2-1,4 раза превышает среднекраевой показатель смертности населения в трудоспособном возрасте от болезней системы кровообращения (177,3) в Абинском, Павловском, Кущевском, Тимашевском, Приморско-Ахтарском, Калининском, Щербиновском и Новокубанском муниципальных районах.

Более, чем в 1,2 раза превышает среднекраевой показатель смертности населения в трудоспособном возрасте от новообразований (89,6) в Тимашевском, Лабинском, Ленинградском, Мостовском, Тбилисском районах.

Каждые полгода в Краснодарском крае регистрируется около 10 тыс. вновь выявленных больных со злокачественными новообразованиями; за 6 месяцев 2010 г. зарегистрировано 9438 новых случаев (183,6 на 100 тыс. населения, что выше показателя 6 месяцев 2009 г. (181,4) на 1,2 %.

Значительная доля больных в инкурабельном состоянии выявлена за 6 месяцев 2010 г. в Щербиновском (46,3%), Отрадненском (39,1%), Тимашевском (32,2%) районах. Выросли показатели запущенности за 6 месяцев 2010 г., в сравнении с 6 месяцев 2009 г., в Крымском, Лабинском, Гулькевичском, Кореновском, Ленинградском, Отрадненском, Тимашевском, Тихорецком и Щербиновском районах края.

Для дальнейшего решения проблем разрабатывается Программа модернизации здравоохранения Краснодарского края на 2011-2012 годы, что совместно с усилиями органов местного самоуправления позволит повысить качество и доступность медицинской помощи населению за счет укрепления материально-технической базы медицинских учреждений, внедрения современных информационных систем в здравоохранение, поэтапного внедрения федеральных стандартов оказания медицинской помощи.

КОЛЛЕГИЯ РЕШИЛА:

1. Признать важнейшей задачей деятельности органов управления и учреждений здравоохранения Краснодарского края в 2010 году обеспечение полноценной и эффективной реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», территориальной программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, федеральных и краевых целевых программ в сфере здравоохранения.

2. Первому заместителю руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края Босаку Н.В., заместителю руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края Коровашкину С.А., заместителю руководителя департамента здравоохранения Краснодарского края Вартазарян М.А., начальнику ГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» Рубцовой И.Т. обеспечить согласование в Минздравсоцразвития России проекта Программы модернизации здравоохранения Краснодарского края на 2011-2012 годы. Срок: октябрь-ноябрь 2010 г.

3. Первому заместителю руководителя департамента здравоохранения края Босаку Н.В., начальнику финансово-экономического управления департамента здравоохранения Калиниченко М.Б., начальнику управления организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения Перепелкиной Т.Н., начальнику отдела организации медицинской помощи взрослому населению Очерет Т.С.:

3.1. Продолжить мероприятия по реструктуризации коечного фонда государственных краевого подчинения и муниципальных учреждений здравоохранения в соответствии с потребностями населения Краснодарского края. Срок – постоянно.

3.2. Разработать план мероприятий по приведению материальной базы учреждений здравоохранения в соответствие с установленными требованиями федеральных порядков и стандартов оказания медицинской помощи. Срок: четвертый квартал 2010 г.

3.3. Обеспечить дальнейшее развитие специализированной медицинской помощи в государственных краевого подчинения и межрайонных специализированных лечебно-диагностических центрах/подразделениях муниципальных учреждений здравоохранения. Срок: постоянно.

3.4. Продолжить осуществление мероприятий по снижению уровня предотвратимой смертности во всех половозрастных группах населения, активизировав в этом направлении деятельность амбулаторно-поликлинической службы. Срок - постоянно.

3.5. Совместно с исполнительной дирекцией Краснодарского территориального фонда обязательного медицинского страхования провести необходимую подготовительную работу по переходу учреждений здравоохранения на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС по полному тарифу.

4. Заместителю руководителя департамента здравоохранения М.А.Вартазарян обеспечить:

4.1. Дальнейшее развитие системы информатизации здравоохранения Краснодарского края:

4.1.1. Проведение необходимых работ по развитию телемедицинских технологий. Срок: четвертый квартал 2010 г., 2011-2012 г.г.

4.1.2. Внедрение медицинского приложения карты жителя Краснодарского края в повседневную деятельность поликлинических учреждений края. Срок: четвертый квартал 2010 г., 2011-2012 г.г.

4.1.3. Поддержание в актуальном состоянии Интернет-сайта и информационного портала департамента здравоохранения и Интернет-сайтов государственных учреждений здравоохранения департамента здравоохранения Краснодарского края. Срок: постоянно.

4.2. Своевременное рассмотрение обращений граждан, поступающих в департамент здравоохранения Краснодарского края. Срок: постоянно.

4.3. Постоянное информирование глав муниципальных образований Краснодарского края о состоянии лицензирования школьных медицинских кабинетов. Срок – постоянно.

5. Начальнику аптечного управления департамента здравоохранения Губриевой Н.А., начальнику финансово-экономического управления департамента здравоохранения Калиниченко М.Б., начальнику управления организации медицинской помощи женщинам и детям департамента здравоохранения Перепелкиной Т.Н., начальнику отдела организации медицинской помощи взрослому населению Очерет Т.С. обеспечить систематический мониторинг в лечебных и аптечных организациями объемов и номенклатуры лекарственных препаратов, выписываемых льготным категориям граждан, своевременное осуществление мероприятий по обеспечению граждан необходимыми лекарственными средствами. Срок: постоянно.

6. Руководителям государственных учреждений здравоохранения департамента здравоохранения Краснодарского края, органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований края:

6.1. Продолжить работу по реструктуризации сети медицинских учреждений: перепрофилизацию существующей коечной базы с учетом интенсивности лечебного процесса, развитие стационарозамещающих технологий, оказание неотложной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях, оптимизацию нагрузки службы скорой медицинской помощи, развитие системы врача общей практики, – по согласованию с департаментом здравоохранения Краснодарского края для оптимизации структуры оказания объемов медицинской помощи по ее видам. Срок: четвертый квартал 2010 года, 2011-2012 г.г.

6.2. Сформировать и реализовать реальный график погашения кредиторской задолженности. Срок: четвертый квартал 2010 г.

6.3. Активизировать санитарно-просветительную работу с населением по профилактике заболеваний и пропаганде здорового образа жизни. Продолжить проведение «дней здоровья» в городских и сельских поселениях. Развивать направление «Сердечный поезд». Срок: постоянно.

6.4. Обеспечить в соответствии с разработанным в учреждении планом своевременное направление медицинских специалистов на циклы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, прохождение аттестации на получение/подтверждение квалификационной категории. Срок: четвертый квартал 2010 года, 2011-2012 г.г.

6.5. Усилить ответственность руководителей структурных подразделений учреждений здравоохранения за выполнение мероприятий по повышению доступности и качества медицинской помощи, по поддержанию образцового порядка и выполнения санитарных требований по содержанию основных и подсобных помещений и прилежащей территории. Срок: постоянно.

6.6. Совместно с начальником аптечного управления департамента здравоохранения Губриевой Н.А. и генеральным директором ГУП «Кубаньфармация» Нечепуренко И.А. продолжить мероприятия по повышению доступности лекарственной помощи населению, своевременного и в полном объеме льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан. Срок: постоянно.

6.7. Руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований края в целях закрепления в муниципальном здравоохранении медицинских кадров активно проводить работу по обеспечению жильем специалистов в рамках целевых муниципальных программ «Жилище». Срок: постоянно.

Председатель коллегии,

руководитель департамента Е.Н.Редько
Расширенное меню